Федерико Андахази "Анатом"
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ О страстях души и действиях тела
Я провожу различие между действиями и страстями в чистом виде,
прекрасно сознавая, что существуют также страсти, возникающие в душе, но
проявляющиеся в движениях тела. Однако эти страсти следует отличать от
действий: хотя порой они и вызывают определенные движения тела, их цель
всегда заключена в самой душе Например, когда душа стремится выразить свою
любовь к Богу через молитву. В этом случае тело является лишь посредником
для проявления души и цель действия заключена в душе. Точно так же
существуют действия тела, которые в нем возникают и в нем же имеют свою
цель, но на пути к исполнению которых может встать душа. Я говорю о тех
греховных действиях, осуществлению которых душа противится. Например, когда
половые органы приходят в возбуждение и душа обязана вмешаться, чтобы не
допустить греха плоти.
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ О любви и грехе
Чтобы подтвердить сказанное мною на примерах, обратимся к любви. Обычно
причиной плотских грехов считают страсти. Однако это не так. Искушение,
ведущее к греху, имеет отношение не к страстям, а к действиям, ибо плотские
грехи коренятся в теле. Стало быть, следует проводить различие между
любовью, которая есть чистый атрибут души, и половым влечением. Любовь - это
страсть, ибо она имеет начало и конец в самой душе, тогда как повлечение
начинается и кончается в теле. Так, не существует никакого органа
производящего или уничтожающего любовь, тогда как половое влечение, его
начало и конец, имеет очевидное местоположение в теле.
ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ Об анатомии женщин и морали мужчин
Теперь, когда я изложил свои мысли о механике тела и, в общих чертах, о
душе, позвольте раскрыть одну из предпосылок, водивших моим пером при
написании главного моего труда "De re anatomica ", который есть плод
многолетних занятий. Там сказано: "Если наука морали исследует поведение
мужчин, то анатомии остается исследование поведения женщин". Позвольте мне
объяснить эту фразу, в которой я цитирую великого Аристотеля. Вы,
разумеется, помните, что говорится в основном труде Аристотеля о
воспроизведении. В своей "Метафизике " он утверждает, что при совокуплении
полов размножение происходит следующим образом: семя мужчины дает будущему
существу тождественность, сущность и идею, тогда как женщина дает ему лишь
материю, то есть тело. В семени мужчины заключены дух, форма, тождественность, превращающие вещь в
живую материю. В конечном счете именно мужчина дает душу вещи. Семя обладает
движением, в которое его приводит прародитель, оно есть исполнение идеи,
соответствующей форме самого родителя, однако не предполагает передачу
материи со стороны мужчины. В идеальном случае, будущее существо будет
тяготеть к полной тождественности с отцом: "Семя содержит в себе форму в
возможности " .
Семя не является частью развивающегося плода. Ни одна частица семени не
участвует в формировании эмбриона, как ни одна частица материи не переходит
от плотника к изготовленному им предмету; как музыка не является
инструментом, а инструмент не является музыкой. И тем не менее, музыка
тождественна замыслу автора.
ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ О темном поведении женщин
Если мы сможем изучить функционирование этого органа, то сможем наконец
объяснить и непонятное женское поведение.
Все сказанное мною о душе, касается чин, но не женщин. Вот почему я
говорю: если мы захотим понять темное, непонятное, с точки зрения морали,
поведение женщин, то не добьемся успеха, ибо у них нет души. Ц потому я
также говорю: единственный путь постичь поведение женщин - это путь
анатомии. Не сомневайтесь в моих словах, ибо в результате обширных
исследований я смог подойти к открытию органа в женской анатомии, который
выполняет функции, сравнимые с функциями мужской души и очень похожие на то,
что я назвал страстями. Я заявляю, что у женщин нет страстей, а есть только
действия, имеющие начало и конец в самом теле. Желания, управляющие женским
поведением, возникают исключительно в теле, а точнее - в органе, о котором я
вам говорил. Некоторые метафизики, а также некоторые анатомы пытались
отыскать в теле место, где обитает душа. Я же говорю вам, что душа находится
не в теле, а парит где-то поблизости, словно ангел. Однако если вы захотите
найти у женщин подобие мужской души, то следует искать этот орган в теле,
как если бы в него воплотился демон. И я говорю вам, что этот демон и впрямь
обитает в теле, точнее, в органе, о котором я собираюсь вам поведать.